При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Микоценоз — это составная часть:
Из восьми аминокислот был синтезирован пептид. Какова молекулярная масса полученного пептида, если известно, что средняя молекулярная масса каждой из входящих в него аминокислот равна 110, а молекулярная масса воды — 18?
Авторофом является:
Для комбинирования признаков организмов, принадлежащих к разным видам или родам, в селекции применяют:
Агроэкосистемой является:
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
диффузия — поступление молекулярного кислорода = эндоцитоз — ?
Выберите правильно составленную пару, определяющую хромосомную перестройку и механизм ее формирования:
Клетка, обозначенная на схеме оогенеза цифрой 1:
Укажите макроэлемент, наличие которого является обязательным условием для образования раковин моллюсков:
Укажите правильно составленную пару, определяющую стадию митоза и её описание:
Размножение животных обеспечивает система органов:
Укажите неверное утверждение:
Абитуриент, сердце которого сокращается в среднем 75 раз в минуту, накануне экзамена повторял материал в течение 8 часов. За данный период времени при таком ритме желудочки сердца находились в состоянии систолы:
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Выберите правильно составленные пары, включающие отряд животных и его представителя:
а) отряд Сельдеобразные — сардина; б) отряд Карпообразные — жерлянка; в) отряд Чешуйчатые — кайман;
г) отряд Насекомоядные — выхухоль; д) отряд Непарнокопытные — зебра.
Железы человеческого организма подразделяют на три группы в зависимости от типа секреции. Три из четырех перечисленных желез относятся к одной группе. Выберите железу, не входящую в эту группу:
Установите личность ученого и запишите только фамилию:
— английский естествоиспытатель, живший в 1635—1703 гг.;
— применив микроскоп для изучения биологических объектов, установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка»;
— свои наблюдения и рисунки представил в книге «Микрография», опубликованной в 1665 г.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Установите соответствие:
А) появление хорды
Б) появление хлорофилла
В) видоизменение побега в корневище у многолетних трав
Г) развитие различных типов ротовых аппаратов у насекомых
Д) потеря способности к самостоятельному передвижению у взрослого широкого лентеца
1) ароморфоз
2) катаморфоз
3) алломорфоз
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.
Ответ:
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) ротовая полость
2) толстая кишка
а) секрет желез содержит лизоцим
б) диаметр около 6 см, имеются типичные вздутия
в) открываются протоки трех пар крупных пищеварительных желез
г) содержит бактериальную микрофлору, участвующую в частичном расщеплении целлюлозы
д) происходит всасывание основной массы воды, минеральных солей и некоторых витаминов
1) 1абг; 2вд;
2) 1ад; 2бвг;
3) 1ав; 2бгд;
4) 1вд; 2абг.
Ответ:
Установите соответствие.
Соцветие | Растение | ||||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | 1) сирень 2) рябина 3) ландыш 4) одуванчик |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б3B2Г4Д5.
Ответ:
Женщине, имеющей резус-положительную кровь второй группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антиген В и антителa
б) женщина с резус-положительной кровью, содержащей антиген А и антитела
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антиген В и антитела
г) дочь женщины, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
д) мужчина с четвертой группой крови, резус-фактор не имеет значения
1) а, в; 2) а, д; 3) б, г; 4) только б.
Ответ:
Выберите три верных утверждения:
1) в строме хлоропласта содержатся ДНК и рибосомы
2) вторичная перетяжка хромосомы делит ее на два плеча
3) центриоль является носителем наследственной информации
4) в состав гладкой эндоплазматической сети входит несколько диктиосом
5) молекулы фосфолипидов в плазмалемме ориентированы гидрофобными хвостами внутрь мембраны
6) метод рентгеноструктурного анализа позволяет определить пространственное расположение атомов в молекуле ДНК
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) горох
2) люпин
3) полынь
4) ламинария
5) лиственница
6) мать-и-мачеха
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
Выберите два признака, которые являются общими для эвглены зеленой и хлореллы:
1) бесполое размножение
2) половой процесс - конъюгация
3) передвижение с помощью ресничек
4) являются эукариотическими организмами
5) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
У удава окрас пятен на теле определяется двумя генами, один из которых локализован в аутосоме, а другой — в Z-хромосоме. Для появления коричневых пятен необходимо наличие доминантных аллелей обоих генов. Все остальные варианты генотипов приводят к развитию желтых пятен, в эксперименте скрестили чистые линии удавов: самку с коричневыми пятнами и рецессивного по обоим генам самца с желтыми пятнами. Затем гибриды скрестили между собой, при этом было получено 32 яйца. Рассчитайте, из скольких яиц вылупятся самки с желтыми пятнами, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Определите тип изменчивости для каждого из предложенных примеров:
A. зимой у сиамских кошек темнеет шерсть
Б. у тетраплоидной ржи зерновки крупнее, чем у диплоидных растений
B. рождение резус-положительного ребенка у резус-отрицательных родителей
Г. при переселении жителя равнин в горы количество эритроцитов в его крови увеличилось
Д. в результате скрещивания дигетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами появились потомки с зелеными морщинистыми семенами
1. мутационная
2. комбинативная
3. модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2ГЗД1.
Ответ:
На рисунках 1−2 изображены схемы действия двух форм естественного отбора (F1, F2, F3 — ряд поколений). Установите соответствие между характерными особенностями форм естественного отбора и представленными схемами:
A. сопровождается сужением нормы реакции признаков
Б. генотипическое и фенотипическое разнообразие особей снижается
B. происходит смещение среднего значения нормы реакции признаков
Г. приводит к формированию новых адаптивных генотипов в популяции
Д. действует в неизменных и оптимальных для популяции условиях среды
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) губчатые легкие
2) волосяной покров
3) членистые конечности
4) кожно-мускульный мешок
5) головной мозг из пяти отделов
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Пастбищная цепь питания экосистемы состоит из следующих звеньев (перечислены в случайном порядке!): плодожорка, яблоня, ястреб-перепелятник, синица. В экосистеме обитает 60 пар синиц. Сколько энергии (кДж) должно быть заключено в биомассе съеденных продуцентов, чтобы обеспечить прирост каждой синицы на 5 г, если в данной пищевой цепи соблюдается правило 10 %, а в 100 г любого консумента заключено 400 кДж энергии?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 140000.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток нивяника, содержащих разное количество хромосом:
1) 19;
2) 17;
3) 27;
4) 36;
5) 9;
6) 38;
7) 16;
8) 54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида нивяника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Йод, содержащийся в живых организмах:
1) является макроэлементом;
2) является микроэлементом;
3) участвует в образовании пептидной связи;
4) входит в состав гормонов щитовидной железы;
5) обеспечивает сократимость мышечных волокон.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Ответ:
Выберите три примера иммунного ответа:
1) реакция антиген—антитело, происходящая в крови человека
2) усиление выделения желудочного сока гормоном гастрином
3) реабсорбция в кровеносные капилляры воды, аминокислот, глюкозы
4) удаление микроорганизмов из дыхательной системы во время кашля
5) синтез клетками интерферонов, обладающих противовирусными свойствами
6) выработка иммуноглобулинов в ответ на введение препарата, содержащего ослабленных или убитых возбудителей бешенства
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Ответ:
Схематические рисунки 1—4 отражают особенности строения органов дыхания позвоночных животных. Для каждого животного подберите соответствующую схему:
A) цапля серая;
Б) жаба камышовая;
B) веретеница ломкая;
Г) белка обыкновенная;
Д) гадюка обыкновенная.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: МБ4ВЗГ2Д1.
Ответ:
Укажите, из клеток какого зародышевого листка развиваются приведенные органы и ткани позвоночных животных:
A) семенник
Б) мочеточник
B) эпителий желудка
1) энтодерма
2) эктодерма
3) мезодерма
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗ.
Ответ:
Составьте последовательность стадий цикла развития печеночного сосальщика, начиная с половозрелой особи:
1) циста на траве;
2) яйцо в водоеме;
3) личинка с хвостом;
4) личинка, покрытая ресничками;
5) личиночные стадии в теле промежуточного хозяина;
6) половозрелый сосальщик.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 652314.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя слова из приведенного списка:
Плод | Тип околоплодника | Пример растения |
---|---|---|
... (А) | Сочный | Рябина |
Крылатка | ... (Б) | Клен |
Стручок | Сухой, вскрывающийся | ... (В) |
Список слов:
1) ягода;
2) яблоко;
3) сочный;
4) сухой, вскрывающийся;
5) сухой, невскрывающийся;
6) горох;
7) лютик;
8) капуста;
9) одуванчик.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1БЗВ6.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его кровеносной системы:
Животное (взрослая особь) | Схема строения Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его кровеносной системы: | ||
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |
A) кета Б) лягушка озерная B) черепаха болотная Г) акула тигровая Д) саламандра обыкновенная
|
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2ДЗ.
Ответ: